Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

Вагоны Татра Т3D

Перейти в фотогалерею Татр Т3D
  Трамваи из города Шверин (поезда)

пульт головного вагона
маневровый пульт прицепного вагона
Салон. Вид назад
Салон 1-го вагона. Вид вперед
Салон 2-го вагона. Вид вперед
Двойные кресла салона
Форточка
Двери
еще фото
Весной, в конце марта 2004 года произошло долгожданное пополнение подвижного состава. Летом 2003 года директор трамвайного управления был в служебной командировке в городах Германии, продающих так полюбившиеся городу Татры. Наиболее перспективными были города Дрезден (Т4D) и Шверин (Т3D). Вагоны обоих городов были очень хороши, правда отталкивала цена - стоимость вагона была равной 53 000$. К слову, КТ4 Алма-Ата покупала в 1999 году за 25000$ за трамвай.

Однако, в январе 2004 года было окончательно решено приобрести вагоны Т3D из Шверина, 12 систем. Дрезденские вагоны Т4 слишком малы - они не только небольшие, но и узкие. Их ширина равна ширине КТ 4 (2200мм), при том, что ширина Т3 уже 2500мм. Немецкий город Шверин полностью распродает подвижной состав Татр Т3 в пользу более совершенных низкопольных многосочлененных вагонов. Большую часть вагонов купил Даугавпилс (Латвия) несколько поездов работает в Днепропетровске (Украина).

Трамваи разных годов выпуска, в среднем это 1979-1980 г/в, но все прошли модернизацию в 1993 году. Таким образом, на вагоны установлены цифровое табло - указатель маршрута, откидные двери (как в междугородних автобусах), улучшенным освещением салона, мягкими сиденьями. На трамваях установлена ТИСУ, изменены некоторые узлы тележек.

Вагоны изначально приспособлены для работы в системе. В Шверине трамваи эксплуатируются поездами по три: 1 моторный вагон с кабиной водителя; 1 моторный вагон без кабины; 1 прицепной, безмоторный вагон без кабины. В самом первом вагоне кабина водителя увеличена, больше, чем в стандартных Т3, но во втором и третьем вагонах кабины вовсе нет. В нашем городе работают поезда только из двух вагонов, однако есть возможность использовать только головной вагон на линии.

Германия собиралась отправить нам еще 10 поездов (20 вагонов), но, к сожалению, у АТТУ более не хватило финансовых средств на приобретение трамваев. Эти 10 поездов готовятся к отправке в Днепропетровск (Украина), где Шверинские трамваи уже используют. Таким образом, на продажу в этом городе Германии остается 5 поездов.

Трамваи прибыли в город в ночь с 21 на 22 марта 2004 года. 24 марта первый вагон был установлен на рельсы трамвайного депо. Разгрузка продолжилась до первых дней апреля, после чего началась сложная и длительная работа по расширению тележек, настройке электроники и формирование поездов. Первый пробный запуск поезда состоялся 4 мая, через месяц после прибытия вагонов. В обкатке участвовали вагоны 117+226. Вагоны прекрасно показали себя, однако, тербовалась еще громадная работа по синхронизированию вагонов в поезде. В мае было принято решение отправить на обучение специалистов депо в Днепропетровск. В июне месяце они вернулись в город и многие Шверинские вагоны вышли на линию, сначала как одиночные вагоны, а затем уже с прицепными вагонами. Было принято верное решение сцеплять вагоны не вразбос, а по Шверинским номерам.

Уже к июлю почти все вагоны были на линии. На запчасти был списан только один вагон - прицепной 220. Специалистам удалось частично разобратся с электроникой, однако, многие полезные устройства до сих пор не работают, такие как, например, цифровой маршрутоуказатель и информационное табло в салонах. Хотя мастера по этим устройствам в городе есть во всех троллейбусных парках, и заводе Электротранс-Сервис.

Летом 2004 года все использующиеся на линии поезда были перекрашены с соблюдением Шверинской цветовой схемы (синий фальшборт и крыша, белые борта и желтая полоса на уровне пола).

Вагоны были пронумерованы сначала в продолжении списка номеров, однако, позже были перенумерованы в номера списанных Татр КТ4. Поезд имеет один номер, то есть под одним номером работает как головной, так и прицепной вагоны.

Вцелом, вагоны оказались очень удачными. Несмотря на сложность электроники, и пассажирам и водителям (последним - не всем) понравились поезда. Очень мягкий, плавный ход, уверенная скорость, теплый салон. Кстати, система отопления трамваев тоже изменена - из-за наличия ТИСУ возможность использования теплого воздуха от ускорителя и тормозных реостатов невозможна, поэтому в салоне установлены тепловые пушки-фены. Зимой в салонах будет очень тепло также благодаря конструкции дверей и форточек. Двухвагонные поезда легко справляются с напором пассажиров в час-пик и в случае аварий на линии.

Однако, гладко было только в теории. Фактически, шверинские системы в двухвагонной эксплуатации отслужили лишь около года. В 2005 и начале 2006 году со вторыми вагонами начались проблемы. В первую очередь выходили из строя двигатели, управляющая электроника, тормоза. Сложная электроника позволяла сразу диагностировать проблему, но для ее исправления требовалось много материальных затрат. Постепенно вторые вагоны начали выводить из эксплуатации, первым был состав 1026, одним из последних поезд 1008. Таким образом, на сегодняшний день на линиях работают головные вагоны, осталось лишь два поезда из двеннадцати - 1022 и 1027.

Печальный опыт показал, что пока что депо не готово к эксплуатации такой сложной техники, тем более при полном отсутствии запчастей и квалифицированных слесарей и электронщиков. Сейчас вторые вагоны сняты с тележек и постепенно будут разобраны на запчасти

Фотоотчет-статья отгрузки вагонов из г.Шверин, Германия (8 фото)
Фотоотчет-статья разгрузки вагонов в Алма-Ате (70 фото)

Длина вагона 14000 мм
Ширина 2500 мм
Масса 17000 кг
Мест сид/всего 29/90
Мощность 4 двигателя по 43кВт
Макс. скорость 60 км/ч
Электрооборудование ТИСУ, статический преобразователь


Алматинский номер год постройки год модернизации номер после модернизации прицеп тип вагона
1003 1977 1993 118 218 T3DC1
не исп. 1977 1993 218   T3DC2
1005 1979 1994 125 225 T3DC1
1005 1979 1994 225   T3DC2
1006 1978 1993 122 222 T3DC1
1006 1978 1993 222   T3DC2
1008 1978 1993 119 219 T3DC1
1008 1978 1993 219   T3DC2
1010 1977 1993 117 217 T3DC1
1010 1977 1993 217   T3DC2
1021 1979 1994 124 224 T3DC1
1021 1979 1994 224   T3DC2
1022 1978 1993 121 221 T3DC1
1022 1978 1993 221   T3DC2
1025 1979 1994 127 227 T3DC1
1025 1979 1994 227   T3DС2
1026 1978 1994 123 223 T3DC1
1026 1978 1994 223   T3DC2
1027 1979 1994 126 226 T3DC1
1027 1979 1994 226   T3DС2
1028 1978 1993 120 220 T3DC1
1028 1978 1993 220   T3DC2
1033 1981 1994 142 242 T3DC1
1033 1981 1994 242   T3DC2
Примечание: вагоны, марки T3DC1 и имеющие номер вида 1хх - моторные вагоны с кабиной; вагоны марки T3DC2, имеющие номер вида 2хх - активные прицепные вагоны без кабины.

Курсивом в списке выделены списанные вагоны


Трамваи из города Хемниц (одиночные)

Совершенной неожиданностью стало для жителей города появление в марте 2002 года новых трамваев. Ни телевидение, ни радио не сообщало об этом. Вагоны как из ниоткуда появились на линиях. Но история их чрезвычайно интересна.

Это были пять вагонов Татра Т-3 из немецкого города Хемница. Однако, эксплуатация Т3 могла начаться в городе гораздо раньше - уже в 1990 году были планы по закупкам хорошо зарекомендовавших себя в Ташкенте Татр 3, однако руководство республики не допустило этой возможности - только что были закуплены новые вагоны КТМ 5. Однако, в том же 1990 году решался вопрос о постройке депо №2 в районе Калкамана. Возможно, к окончанию строительства парка, Алма-Ата начала бы переходить на Чешские вагоны. Однако, развал советского союза срезал эти планы накорню.

Пять Татр Т-3 1970 года выпуска. С самого начала они бегали по улицам Хемница (ранее назывался Карл-Маркс Штадт). Ресурс свой они отработали и прошли модернизацию на вагоноремонтном заводе города Хемниц CVAG (Chemnitzer Verkehrs-Aktiengesellschaft) Модернизация - улучшение и ремонт всего или отдельных частей вагона. Вагоны более ранней модернизации, и соответственно более старые имели номера 401-497 и были 1968-1978 годов постройки. Более поздние вагоны модернизировали позже и намного основательнее. У нас же курсируют вагоны ранней модернизации.

В связи с постепенной сменой ПС Хемница вагоны более ранней модернизации передаются в другие города. Точно такие же вагоны Хемницкой модернизации имеются и в Уфе, и во Владикавказе.

Модернизации подвергся салон, борта и электрооборудование вагона. Сиденья (вместо привычных жестких в КТ 4) мягкие, возле дверей и кабины водителя закреплены деревянные планки. Вагон не сочлененный, однако вместимость его довольно велика. Очень большие накопительные площадки. У вагонов отсутствует вырез бортов над тележками. Вместо него установлена откидывающаяся вверх защитная крышка. При этом дизайн вагона стал намного лучше, а защитная крышка ничуть не усложняет доступ к тележкам для их обслуживания.

Вагоны, несмотря на меньшую КЭС быстрее набирают скорость и в целом быстрее КТ 4. Редукторы вагона Т3D отличаются от редукторов вагонов других модификаций (Т3SU, Т3A и др.), они позволяют использовать вагон на скоростях, не превышающих 55 км/ч (против 65 у T3SU), однако тяговые качества вагона выше, что выгоднее в условиях Алма-Аты. Единственными недостатками Татр Т-3, эксплуатируемых в Алматы на сегодняшний день, являются холодный салон и недостаточное пространство для колен между сиденьями салона.

Серьезно полюбили Татру Т-3D трамвайщики. Летом 2002 года был заключен договор о приобретении еще пяти машин из города Хемница. Вагоны пришли в город 15.10.2002, 22.20.2002 один из них №1055 (бывший №460) уже эксплуатировался на линии.

Вцелом, вагоны оказались не хуже ныне эксплуатирующихся Татр 3D. Иерархия получения бортовых номеров также интересна: всего в Алматы 49 вагонов Татра КТ4. Номера первой партии вагонов Татра 3 были следующими: 1051, 1052, 1053, 1054 (+445). В итоге, вагона №1050 не было. До последнего времени. Вагон 459, прибывший из Хемница во второй партии занял место вагона №1050. Остальные получили номера соответственно: 1055, 1056, 1057. 1057 - пожалуй, самый интересный вагон. Тележки, в отличие от других вагонов Татра 3 не закрыты щитками, на бортах нанесена реклама завода CVAG, который и производил модернизацию этих трамваев. Вагон №1056 (446) очень схож с вагоном 445 (Х.н.). Также окрашен в желтый цвет, серая крыша.

Осенью 2003 на смену аварийному пескосыпательному вагону РСВ (база вагон РВЗ) был переоборудован линейный вагон №1053. В салон перенесли баки с песком, вагон перекрасили в желтый. Таким образом, вагон №445 пока не переоборудовался.

Вагон несколько примитивнее в электросистеме: на пересечках и при падении напряжения вследствии набора скорости лампы в салоне либо тухнут, либо сильно тускнеют. В Татре КТ 4 этого не наблюдается - даже на пересечках люминесцентные лампы питаются от аккумуляторах и лишь незначительно сбавляют свою яркость. Оно и верно - лампы накаливания в Татре Т-3 обычные бытовые (напряжение только 25 вольт), люминесцентные лампы же не переносят скачков напряжения.

Два вагона №1050 и 1055 также похожи. На обоих нанесена реклама немецкого пива "Braustolз". Вагоны в хорошем состоянии.

В мае 2004 года было принято решение закупке еще 12 вагонов, на этот раз выбор опять пал на Хемницкие трамваи. Одновременно с этим, были установлены контакты со Шверином и установлена договоренность, что в салонах трамваев также будут находится запчасти для вагонов из Шверина. Пока Шверин подготавливал запасные части к отправке, в Хемнице шла подготовка вагонов.

В город отправлялисю вагоны №466, 473-482, 496, всего 12 трамваев. эти вагоны почти два года простояли в резерве для Уфы, вагон 496 был еще и учебным трамваем, точнее вторым вагоном в учебном поезде.

В начале августа вагоны пришли в город, и с 18 августа их начали перевозить в депо. Уже на месте появилась возможность подробнее осмотреть вагоны. Конечно, степень модернизации гораздо ниже, чем у Шверинских трамваев, кроме того Хемницкие вагоны были более изношены, чем допустим те же вагоны 2002 года или ШВерины. Однако, вцелом состояние вполне сносное, если не считать выцветшей краски.

После доставки в депо вагоны сразу же поставили в очередь на перекраску. С начала августа ТУ проводило перекраску Шверинских вагонов, свежеприбывшие вагоны подготавливались к перекраске наравне со Шверинскими трамваями.

К середине сентября были перекрашены все свежедоставленные вагоны, кроме 475 и 476 - их техническое состояние оказалось наихудшим и решался вопрос об их дальнейшем использовании - планировалось списать их на запчасти, но позже все-таки перекрасили и они ожидают выхода на линию. Одновременно с этим перекраску перекраску прошли все ходовые вагоны Т3 из ранних партий. Все вагоны перекрашивались по единой схеме, которая использовалась на трамваях Шверина (см. ниже), то есть - синяя крыша, белый борт, синий фальшборт "юбка" и желтая полоса на уровне пола. Вагоны перекрашивались краскопультом в специализированной покрасочной камере, имеющейся в депо.

В начале сентября 2004 года первый вагон под номером 1051 (предыдущий №1051 списан), бывший 481 вышел на линию. Вагон оказался в прекрасном техническом состоянии, при этом новая окраска не позволяла дать ему 30 с лишним лет. Позже были выпущены на линию вагоны №1053 и №1049 (473 и 496 соответственно) и к ноябрю 2004 года 7 вагонов было на линии, три полностью готовы к выходу, но не используются из-за юридических проблем и два вагона в процессе подготовки. Последний вагон из партии вышел только к середине июня 2005 года, это 466 вагон без веских причин простоявший почти год под номером 1063 в депо.

Спустя два года вагоны оказались довольно надежными, но опять же в связи с большим сроком службы ожидается массовое списание техники, в первую очередь вагонов первых двух партий. Фактически, ожидается, что к концу 2006 года все вагоны первой и второй партии (2002 года) будут отстранены от перевозок пассажиров.

Фотоотчет разгрузки третьей партии вагонов Т3D из Хемница в Алма-Ате (15 фото)

Длина вагона 14000 мм
Ширина 2500 мм
Масса 17300 кг
Мест сид/всего 29/82
Мощность 4 двигателя по 45кВт
Макс. скорость 55 км/ч
Электрооборудование РСУ, мотор-генератор


Номер вагона Номер по прибытии в депо Окраска
Татры Т-3D прибывшие 3.2002 (I Партия)
1051 422 Красно-желтый, серая крыша
1052 420 Бело-синий
1053; с 08.2003-спецвагон 423 перекрашен в желтый, серая крыша
1054 419 Бело-синий
--списан-- 445 Желтый, серая крыша
Татры Т-3D прибывшие 10.2002 (II Партия)
1050 459 Бело-синий
1055 460 Бело-синий
1056 446 Бело-синий
1057 471 перекрашен в желтый, серая крыша
--списан на запчасти-- 472 оригинальная красно-желтая окраска, реклама CVAG на борту.
Татры Т-3D прибывшие 8.2004 (III Партия)
1001 476 Бело-синий
1002 480 Бело-синий
1004 478 Бело-синий
1007 479 Бело-синий
1012 482 Бело-синий
1024 474 Бело-синий
1036 475 Бело-синий
1049 496 Бело-синий
1051 481 Бело-синий
1053 473 Бело-синий
1055 466 Бело-синий
1057 477 Бело-синий
Примечание: Курсивом в списке выделены списанные вагоны


Авторы Константин Гладышев и Ааре Оландер. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Rambler's Top100