Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

Вагоны КТМ 1 и прицепные КТП 1 (1950-1975)

Вагоны КТМ 1 впервые появились в Алма-Ате в пятидесятых годах. Однако, обновление подвижного состава шло медленно и вплоть до середины шестидесятых на линии эксплуатировали вагоны даже серии Х и прицепные к ним серии М. КТМ 1 поставлялись небольшими партиями, но ежегодно и в итоге трамвайный парк рос постоянно.

Вагоны КТМ 1 и КТП 1 оказались не только более современные, чем трамваи серии Х, но и качество сборки было отменное. Дело в том, что остовы КТМ 1 изготавливались из очень толстого швеллера, способного выдержать очень высокие нагрузки. Поздние модели вагонов: КТМ 2, РВЗ изготавливались уже из гнутого профиля, что значительно влияло на качество вагонов. Но из-за этого трамваи намного жестче.

Маленькие вагончики колесили по пока еще небольшой Алма-Ате из-за малой вместимости только сцепками, однако в часы пик даже этого порой было мало. Ежедневно, дважды в день вагоны подвергались налетам огромных количеств пассажиров. Особенно много пассажиров было на маршруте №1, ходившем в 12 микрорайон, вагоновожатые называли этот маршрут "золотым дном" - не было ни минуты, чтобы не было пассажира.

КТМ 1 были очень неприхотливы в ремонте. Прицепные вагоны не подвергались капитальному ремонту более пяти лет, моторные также работали почти без поломок. В те времена трамвайное депо было самым богатым предприятиям города, поскольку пассажиропотоки были очень велики, а вагоны почти не требовали ремонта. Зачастую деньги трамвайного депо использовал и троллейбус и АТТУ.

КТМ 1 были неубиваемы. Способ сварки кузова из швеллеров делал вагоны очень крепкими. Трамваи не боялись ни перегрузок, ни некачественных путей, ни столкновений с посторонним транспортом - в таких случаях на вагоне оставалась лишь царапина, а автомобиль часто не подлежал восстановлению.

Нумерация вагонов была следующей: от 1 до 99 - моторные вагоны, далее выше 100 - прицепные. Однако, по некоторым данным, нумерацию от 1 до 100 имели также еще работавшие тогда вагоны серии Х. Окраска трамваев первое время была различной: КТМ 1 красили в зеленый, синий цвета, однако позже пришла директива красить вагоны в соответствии со стандартом. С тех пор КТМ 1 были красными.

Таким образом, вагоны КТМ 1 проявили себя как очень надежные и неприхотливые вагончики, на их плечи лег самый подъем трамвайного хозяйства, который они с успехом выдержали.

В конце шестидесятых-начале семидесятых 10 вагонов КТМ 1 было передано Карагандинскому ТТУ, которые еще долго эксплуатировались на линиях Караганды.


Авторы Константин Гладышев и Ааре Оландер. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено! Последнее обновление:

Rambler's Top100